Аварийно-спасательный флот России за последние годы активно пополняется в рамках госпрограмм, реализуемых Минтрансом России, и составляет на сегодняшний день 143 единицы.
Самыми мощными из аварийно-спасательных судов, введенных в эксплуатацию, являются суда «Мурман» и «Берингов пролив» (проект MPSV06NY, см. табл. 2 ), построенные по проекту АО «Нордик Инжиниринг» на верфи «Нордик Ярдс» в 2015 году.
Суда данного проекта предназначены для: патрулирования, аварийно-спасательных дежурств в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов; оказания технической поддержки и помощи в районах, опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживания транспортных операций в портах; поиска и оказания помощи терпящим бедствие судам; спасения, эвакуации и размещения людей, оказания им медицинской помощи; снятия с мели и рифов аварийных судов, откачки воды из затопленных отсеков; буксировки аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнения морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде и пр.
Главной особенностью судна является уникальное для мировой практики сочетание ледокольных свойств, хорошей мореходности и обеспечения многофункциональности. Ледопроходимость судна при осадке 6,0 м, при движении со скоростью не менее 1,5 узлов в ровном сплошном первогодичном льду прочностью 500 кПа со снежным покровом до 20 см, при номинальной мощности на валах составляет около 1,0 м, что позволяет выполнять спасательные операции в сложных ледовых условиях. В носовой части судна установлена площадка для приема вертолетов.
Дизель-электрический пропульсивный комплекс судна имеет четыре дизель-генератора суммарной мощностью 10,6 МВт, два гребных электродвигателя переменного тока, обеспечивающих работу двух азиподов мощностью 3,5 МВт на каждом винте. Требования динамического позиционирования DYNPOS-2 выполняются за счет работы двух носовых подруливающих устройств типа «винт в трубе» мощностью 1400 кВт каждый и двух азиподов при волнении до 4 баллов, скорости ветра до 10 м/с, течении до 3 узлов.
Для ликвидации аварийных разливов нефти судно имеет бортовую нефтесборную систему, два скиммера щеточного типа, два комплекта бонового заграждения, а также два катера-бонопостановщика. Борьба с пожарами на других судах осуществляется с помощью специального оборудования, установленного в соответствии с требованиями класса FF2. Предусмотрены система водяных завес и орошения, система порошкового тушения.
Эти суда хорошо себя зарекомендовали при эксплуатации, в связи с чем проект был включен в План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года в рамках мероприятия «Строительство многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 7 МВт (3 единицы)».
С учетом выявленных особенностей эксплуатации судов АО «Нордик Инжиниринг» разработало модернизированный проект — MPSV06M. По сравнению с базовым, проект предусматривает установку на судне крана большей грузоподъемности, судно укомплектовано беспилотным летательным аппаратом, усовершенствована система пожаротушения и пр. В 2021 году ПСЗ «Янтарь» был определен исполнителем заказа на строительство головного судна модернизированного проекта MPSV06M. Ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2024 год.