До включения в российское законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в 2017 году механизма квот на инвестиционные цели строительство рыбопромысловых судов на российских верфях практически не осуществлялось.
Благодаря принятому Правительством Российской Федерации механизму инвестиционных квот планировалось обновление порядка 80% мощности флота на Северном бассейне и 40% для Дальнего Востока.
Согласно предъявляемым требованиям, все указанные суда и заводы строятся на территории Российской Федерации, и должны быть оснащены новым перерабатывающим оборудованием, выпускающим продукцию с высокой степенью переработки. Все крупнотоннажные суда и большинство среднетоннажных должны иметь на борту полный цикл безотходной рыбопереработки. Всё это полностью соответствует целям Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и позволит повысить эффективность добычи, переработки и транспортировки водных биоресурсов.
Однако, не все ожидания оправдываются в полной мере: графики строительства судов регулярно сдвигаются «в право».
Активная государственная поддержка, высокая заинтересованность рыбопромысловых компаний в обновлении флота и растущие компетенции судостроительных предприятий позволили ввести за время действия механизма инвестквот в эксплуатацию лишь 5 рыболовных судов, из которых 3 судна в прошедшем 2020 году (из 4 планируемых к сдаче согласно актуализированным графиками строительства и из 12, предусмотренных первоначальными графиками). Среди данных судов:
- три 50-метровых траулера-сейнера (АО «Прибалтийский СЗ «Янтарь»);
- один 86-метровый траулер-процессор «Баренцево море» (ПАО «Выборгский судостроительный завод»);
- один 35-метровый траулер «Вымпел» (АО «ССЗ «Вымпел»).
Всего в рамках закрепления и предоставления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов при условии размещения заказов на строительство судов рыбопромыслового флота с российскими верфями заключено беспрецедентное в истории современной России количество договоров на строительство 94 судов рыбопромыслового флота для Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов общей стоимостью более 260 млрд руб.
33 судна были законтрактованы по результатам первого этапа заявочной кампании в 2018 году, 10 судов - по результатам третьего этапа заявочной кампании в 2019 году, 35 судов по результатам крабовых аукционов 2019 г, 16 судов по результатам пятого-седьмого этапов заявочной кампании в 2020 году.
Дополнительно, 30 октября 2020 г. (4 лота) и 29 января 2021 г. (1 лот) Росрыболовством подведены итоги по распределению 5 лотов из 6 по квотам на вылов (добычу) глубоководного краба, по результатам которых инвесторы должны в 2021 году заключить судостроительные контракты.
Механизм инвестквот позволил приступить к крупнейшим со времен СССР проектам серийного строительства: 10 траулеров-процессоров длиной 108 м, которые строятся на «Адмиралтейских верфях» для «Русской рыбопромышленной компании».
Основное назначение данного судна - добыча пелагических и придонно-пелагических пород рыбы, а также производство замороженной в море продукции, с полным циклом обработки улова непосредственно на борту судна.
Основные виды добываемых рыб - минтай, сельдь, скумбрия.
Основные виды продукции: обезглавленная и потрошеная рыба, филе, икра минтая (мороженая), сурими, а также рыбная мука и рыбий жир.
После обработки и заморозки хранение продукции обеспечивается в основном морозильном трюме вместимостью около 4250 м³. Рыбная мука и другая мороженая продукция хранится в двух трюмах вместимостью около 400 и 600 м³. Также предусмотрен отдельный трюм вместимостью около 300 м³ для хранения картонной тары, рыбной муки и прочей мороженой продукции.
Хранение рыбьего жира предусматривается в двух цистернах суммарной вместимостью около 100 м³ из пищевой нержавеющей стали.
Судно оборудовано для работы с одиночным тралом.
Суда такого типа являются уникальными не только для России, но и для всего мира.
Также из крупнотоннажных судов следует отметить 10 траулеров 80 м для ГК «Норебо», строящихся на «Северной верфи», и 6 судов для РК. им. Ленина на заводе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» (Камчатский край).
Помимо самого факта реализации этих знаковых проектов, основными результатами столь масштабной программы обновления рыбопромыслового флота на сегодняшний день стали:
- приобретение компетенций по проектированию современных судов (с учётом опыта в применении отдельных технических решений ведущих мировых конструкторских бюро);
- получение опыта в практической реализации программы импортозамещения на конкретных судостроительных проектах;
- приобретение уникального опыта взаимодействия с ведущими зарубежными проектными организациями;
- построение системных кооперационных связей с участием судостроителей, машиностроителей, приборостроителей и проектантов;
- решение вопросов кадрового обеспечения судостроительных предприятий и привлечение на российские верфи дополнительных трудовых ресурсов.
Кроме того, на фоне других отраслей, к достижениям судостроителей следует отнести отсутствие полноценной приостановки работ во время общемировых пандемических ограничений 2020 года.
Отдельно следует остановиться на вопросах импортозамещения. Если раньше, при старте программы считалось, что российским в судне может быть только корпус, то на сегодняшний день ситуация изменилась. Благодаря заложенным требованиям по доле российского оборудования и материалов изначально не менее 30%, а после – не менее 40%, но строящихся в России рыбопромысловых судах активно применяются российские электрораспределительные устройства, интегрированные системы управления, арматура, отдельные позиции радионавигационного оборудования.
Дополнительным вектором развития строительства рыбопромысловых судов является решение вопроса сокращения углеродных выбросов, применении низкосернистого судового топлива и экологичных хладогенов. «Зеленый» образ российской рыбной продукции также будет обеспечен переходом к безотходной переработке уловов на борту судов. Это не только условие экономической эффективности и мировой конкурентоспособности отечественного рыболовства, но и бережное отношение к морской экологии.
Однако на текущий момент очевидно, что отсутствие опыта реализации аналогичных проектов на протяжении почти 30 лет не могло пройти бесследно. В совокупности с регулярными санкционными рисками и крайне тяжелой эпидемиологической ситуацией в 2020 году, данное обстоятельство приводит к отставанию от графика строительства почти всех судов, составляющему от полугода до двух лет. Вследствие данных событий, помимо отсрочки планового ввода судов в эксплуатацию, заказчики несут потери в виде увеличивающихся расходов как за счёт необходимости эксплуатации физически и морально устаревшего флота, так и в связи с ростом стоимости реализации инвестиционных проектов. Увеличение сроков и стоимости выполняемых работ делают неконкурентными условия строительства рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях по сравнению с предложениями зарубежных верфей.
В данных условиях, до момента освоения серийного строительства современных и высокотехнологичных рыбопромысловых судов, а также налаживания производства конкурентоспособного отечественного судового комплектующего и специализированного оборудования в рамках программы импортозамещения, ключевым фактором успешности реализации подобных проектов является точечная и сбалансированная государственная поддержка.
В частности, благодаря постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. № 1138, предусматривающее предоставление субсидии из федерального бюджета в размере 20 % от стоимости строительства нового судна, строительство 15 судов осуществляется/планируется к осуществлению на предприятиях Дальнего Востока.
В этой связи, с целью снижения финансовой нагрузки на заказчиков, в качестве нефинансовой меры поддержки со стороны заказчиков предлагается обеспечить возможность предоставления инвестквот инвесторам уже в текущем году, при условии подтверждения высокой готовности судна и возможности ввода в эксплуатацию судна не позднее 1 марта следующего за годом такого подтверждения. Такое решение позволит рыбопромысловым компаниям исключить отсутствие ресурсного обеспечения добычи водных биоресурсов в год ввода объекта инвестиций в эксплуатацию.
В свою очередь, верфями поднимается вопрос установления нулевых ввозных пошлин и НДС при ввозе судового оборудования, которое не производится в РФ (дополнение в постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372) с целью снижения стоимости строительства судна. Это прежде всего судовые двигатели, рыбоперерабатывающее и морозильное оборудование.
Эффективность предложенных мер должны оценить как профессионалы обоих «противоборствующих» сторон, так и независимые эксперты. Необходимость активного участия со стороны контролирующих и надзорных органов, ответственных за реализацию инвестпроектов с целью интенсификации строительства и создания благоприятных условий всем участникам проектов, также не вызывает сомнений.
Согласно оптимистическому прогнозу Минпромторга России, в 2021 г. планируется сдача 13 судов, по пессимистическому – 9. Реализация любого из прогнозов не позволит превысить даже 25 % реализацию всех заказов.
Рыбопромышленники и судостроители называют разные причины столь низких темпов обновления рыбопромыслового флота: от низкого качества исходных проектов, переданных заказчиками на заводы, до полного отсутствия компетенций в сфере строительства высокотехнологичных судов у последних. Но вне зависимости от причин текущего положения дел, рыбаки заинтересованы в продолжении обновления своего флота современными эффективными не только в промысле и переработке судами, но и соответствующими новыми международными экологическими требованиями. В приобретении передовых компетенций по строительству таких судов заинтересованы и судостроители, в связи с чем, не смотря на большое количество сложностей, осуществление самого глобального строительства рыбопромысловых судов на российских верфях является хорошим плацдармом для развития всего российского судостроения и смежных отраслей промышленности.