В настоящее время доля стоимости иностранных комплектующих в структуре стоимости СКО составляет для гражданского сектора от 40 до 85%. Уход зарубежных поставщиков стал испытанием для отечественной промышленности, в том числе и судостроения. Многим удалось успешно пройти стресс-тест, но в ряде случаев сложности были неизбежны. Проблемы возникли с критически важным судовым оборудованием: двигателями, энергетическими установками, рулевыми машинами и т. д. Для решения этой задачи еще предстоит выстроить эффективное взаимодействие частных инвесторов и государства, подкрепленное взаимными гарантиями.
Именно в прошлом году для отечественных производителей и их идейного интегратора –
Минпромторга России пришло время предъявлять конечному потребителю результаты более чем восьмилетней работы по импортозамещению. Несмотря на громкое название, идея сводилась к одному – восстановлению отечественной промышленности и налаживанию серийного производства качественной и экономически выгодной для всех участников производственной цепочки продукции.
С шага на бегОднако в 2022 году возникла необходимость корректировать темпы и планы по импортозамещению, особенно в части СКО. Отечественные аналоги понадобились все и сразу. Из-за ухода европейских, японских, корейских и других производителей из недружественных стран под угрозой срыва сроков строительства оказались почти все заказы, строящиеся на российских верфях.
Будучи в более благоприятной ситуации, в связи с самоустранением ведущих мировых конкурентов, российские производители в полной мере не прошли это испытание. Ряд компаний воспользовался своим шансом по максимуму, особенно работающие в рамках ГОЗ. Российские насосы, грузовое оборудование, гидростанции, сепараторы и многое другое выпускаются практически в две смены.
Однако с обеспечением судостроения критически важным оборудованием возникли серьезные сложности. Это касается, прежде всего, главных двигателей, главных и вспомогательных энергетических установок, редукторов, механических винто-рулевых колонок (ВРК) мощностью более 1,2 МВт, электрических ВРК, подруливающих устройств мощностью более 1,1 МВт, рулевых машин, спасательных и дежурных шлюпок.
По экспертным оценкам, только для первичной разработки критически важного СКО потребуется более 21 млрд руб. В рамках Постановления Правительства РФ №1872 от 20 октября 2022 года на эти цели предусмотрено выделение 17 млрд руб. Срок завершения работ — 2024 год.
Между тем для полноценной разработки, испытания, доработки, опытной эксплуатации, подготовки технологических линий и, наконец, запуска серийного производства эта сумма может увеличиться в десятки раз. Но даже если все это будет сделано, гарантии стабильного спроса на такую продукцию нет.
Именно отсутствие гарантированного заказа является основной причиной нежелания частных инвесторов вкладываться в развитие нового производства. Государство же не располагает таким количеством свободных денег, тем более средств, которые в оперативном порядке могут быть задействованы на решение конкретных частных задач в обход бюрократических процедур. Ведь не секрет, что при освоении новой продукции финансовые вливания порой необходимы достаточно точечные и своевременные.
В этой связи для решения задачи импортозамещения критически важного судового оборудования единственный выход – эффективное взаимодействие частных инвесторов и государства, подкрепленное взаимными гарантиями. Для инвестора главное условие участия в создании нового оборудования – стабильный спрос или, что еще лучше, гарантированный заказ. Однако при наличии гарантированного заказа, то есть включения такого оборудования во все строящиеся объекты, должны возникнуть обязательства у государства перед судовладельцем, который должен быть уверен в качестве устанавливаемого на своем судне оборудования. Немалую роль в этой цепочке играет и проектант, который на первоначальных этапах проектирования и строительства определяет возможность применения на судне конкретного оборудования.
Таким образом, импортозамещение, даже в нынешних условиях, не может быть реализовано лишь по одному указанию, распоряжению или приказу. Прошлый год стал показательным. На место поставщиков из недружественных стран приходят дружественные из Турции, Китая и т. д., а к иностранному – может быть, стереотипно, а может, и нет – судовладелец всегда относится с большим предпочтением.
В тех сферах, где еще российским компаниям удавалось сохранять компетенции и продолжать производство, там оно и продолжается, причем преимущественно успешно. Для развития же нового производства необходимо приложить массу усилий всех заинтересованных сторон. Нужна консолидация и единая позиция между проектантом, заказчиком и производителем оборудования, гарантии возможности его применения на судах начиная с первых этапов проектирования, его своевременной поставки, удобство монтажа, пуско-наладки, регуляторного обслуживания. Связующим звеном такого объединения, возможно, могли бы стать альбомы типовых узлов и изделий, аналогичные существовавшим в советской плановой экономике.
Автор:
Алексей Тимофеев