Где и как могут строить новые буксиры
В Минпромторге пояснили, что сегодня более 30 российских верфей обладают необходимыми техническими возможностями для строительства буксиров. «Анализируя основные параметры и размерения (включают показатели длины, ширины, высоты борта и осадки) буксиров, можно утверждать, что производственные мощности страны позволяют реализовать проекты по созданию буксиров различного функционального назначения. Эти суда строятся на Окской верфи, Зеленодольском заводе, «Верфи братьев Нобель» и других предприятиях», — добавляют в министерстве.
В «Нордик Инжиниринге» считают, что строить буксиры можно как минимум на 11 российских верфях, среди которых Адмиралтейские верфи и Выборгский судостроительный завод на Северо-Западе, Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске, Хабаровский судостроительный завод и Восточная верфь на Дальнем Востоке.
В 2016–2023 годах основным заказчиком буксиров было ФГУП «Росморпорт» (подведомственное Росморречфлоту Минтранса), оно провело 20 закупок на сумму более 227 млн руб., говорится в презентации. РБК направил запрос в «Росморпорт».
В «Нордик Инжиниринге» указывают, что находящиеся в эксплуатации буксиры моложе десяти лет оснащались только зарубежными двигателями. Подавляющая доля (64%) приходится на силовые установки Caterpillar (США), еще 13% — на Yanmar (Япония).
Источник РБК, близкий к Минпромторгу, говорит, что российским верфям нужно будет проявить гибкость в переговорах с заказчиками, чтобы получить контракты на строительство буксиров. «Строительство таких судов в Китае сегодня обходится в $8–9 млн (720–810 млн руб.), в России оно существенно дороже с учетом такого объективного фактора, как поставка импортных комплектующих», — отмечает он.
«Отечественные двигатели тяжелее и больше ушедших с рынка иностранных образцов, что в конечном итоге негативно влияет на характеристики судов. Отсутствует достаточная линейка судовых реверс-редукторов для отечественных двигателей больших и средних мощностей», — указано в презентации бюро.
При этом в России есть предприятия, которые делают силовые установки с подходящими для буксиров характеристиками: Коломенский завод, «Барнаултрансмаш», «Волгодизельмаш».
В пресс-службе «Трансмашхолдинга» (ТМХ) рассказали, что компания проводит модернизацию Коломенского завода для создания локального производства компонентов дизельных двигателей, модернизации производственной площадки и увеличения производственной мощности предприятия. Программа охватывает значительный ряд модификаций двигателей различного назначения, в том числе судовых. Техническое перевооружение завершится в 2026 году, общий объем инвестиций составит 23 млрд руб., компания привлекла для проекта льготный кредит Фонда развития промышленности на 15 лет. «Энергетические установки для комплектации буксиров мощностью от 1 тыс. до 3,5 тыс. кВт с частотой вращения 1 тыс. оборотов в минуту будут спроектированы на базе четырехтактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом», — добавил представитель ТМХ.
РБК направил запрос в «Синару», которая прорабатывает возможность создания производства низкооборотных двигателей для крупнотоннажных судов. В Объединенной судостроительной корпорации не ответили на запрос РБК.
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что строительство 100 судов будет достаточным, если параллельно провести ремоторизацию еще нескольких сотен находящихся в эксплуатации буксиров. По его словам, ключевая проблема в серийном строительстве такого флота на российских верфях — отсутствие двигателя подходящей мощности и размерности. Уровень износа корпусов буксиров не так критичен для их эффективности, поэтому у судов в эксплуатации можно менять двигатели и использовать их еще какое-то время.
«Ключевая задача — создание эффективного и высокотехнологичного двигателя, который необходим для строительства флота тяжелых буксиров. На внутренних водных путях потребность в таком флоте увеличится после реконструкции Городецкого и Багаевского гидроузлов, когда будут сняты инфраструктурные ограничения и появится возможность активизировать речные перевозки, что увеличит потребности в баржах и буксирах», — говорит эксперт.
Автор: Герман Костринский